На главную bo-bum.pp.ua



БРЕНТАНО (Brentano) Франц (16. 1. 1838, Мариенберг,- 17. 3. 1917, Цюрих), немецкий философ, непосредств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве като-лич. священника, был затем проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой границы между физич. и психич. феноменами. Родовым признаком, общим для всех психич. феноменов, является, по Б., их интенциональность: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереальному)-я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объект как таковой не интенционален: он есть в себе покоящееся бытие. Исследование психич. феноменов является задачей психологии, к-рая делится Б. на дескриптивную (описывающую те последние элементы, из к-рых строится целостное сознание, и создающую их классификацию) и генетическую (устанавливающую законы, к-рым подчиняются явления сознания). Из идеи дескриптивной психологии (философской, по существу, дисциплины) и выросла позднее феноменология. В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и концепция истины Б. В основе понятия истины лежит, по Б., переживание очевидности, к-рая сама по себе далее неопределима. Расчленив все суждения на три класса - суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Б. утверждает, что непосредств. очевидностью обладают только суждения внутр. восприятия и аксиомы. Проблема истины - это проблема эмпирич. обоснования знания при решающем значении внутр. опыта. Т. к., по Б., предметами внутр. опыта и, следовательно, предметами непосредств. восприятия являются только психич. феномены, то с очевидностью можно говорить о существовании лишь этих последних; о внешнем мире, по Б., можно говорить лишь с известной вероятностью. Взгляды Б. не получили законченного систематич. изложения. Идеализм Б. прошёл путь от субъективного к объективному; резко критикуя априоризм Канта, сам Б. в то же время был не столь далёк от его позиции, допуская существование априорных аподиктич. суждений. Наиболее противоречивым и неясным в концепции Б. оказалось понятие очевидности; оно и стало гл. пунктом критики этой концепции. Выступив в эпоху популярности лозунга "назад к Канту!", Б. обратился к докантовской философии, прежде всего - к схоластически интерпретированному Аристотелю, но с учётом достижений нем. классич. идеализма. Этот сложный синтез положил начало изменениям в трактовке предмета философии, характерным для ряда направлений совр. бурж. философии, в к-рых субъект и его внутр. мир были сделаны гл. предметом филос. анализа. Учение об интенциональности было воспринято К. Штумпфом, Э. Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логич. концепция и работы Б. в области критики языка нашли продолжение в совр. эмпиризме, особенно в аналитической философии. Значительным было влияние Б. и на развитие психологии (напр., вюрцбургской школы). Соч. : Psychologic vom empirischen Stand-punkt, Hamb., 1955; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und Aufbau der Ethik, Bern, 1952. Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; К a s t i 1 A., Die Philosophie F. Brentanos. Eine Einfuhrung in seine Lehre, Munch., 1951; Cruz H. M., Fr. Brentano, Salamanca, 1953; Bergmann G., Realism. A critique of Brentano and Meinong, Madison -[a. o. L 1967 (библ. ). Э. Г. Юдин.